Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (62.0 Kb) ] | 20.09.2013, 16:11 |
Использование
современных информационных и коммуникационных технологий при введении ФГОС НОО. Кочнева С.А., МБОУ г.Кургана «СОШ №10» Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит
дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя
начальной школы. На этом этапе важно развивать самостоятельность, сохранить
познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка
в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти качества помогают развивать
информационно-коммуникационные технологии. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики
1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их
обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала,
вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции,
воображение. Этому способствуют яркость и занимательность компьютерных слайдов,
анимации. Проводя мультимедийный урок, учитель не ставит перед собой цель «удивить»
ученика новыми современными технологиями , однако не надо забывать и о том ,что
наши ученики очень живо реагируют на всё новое. Освоение и применение учителем
новых технологий не может не вызвать у учащихся интереса , желания обмениваться информацией с учителем и
одноклассниками . Таким образом , формируется новый стиль отношений в учебном
коллективе, когда процесс передачи информации идёт не от одного ко многим , от
всех ко всем. Практика
использования информационных технологий показывает, что при условии
дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока
появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации
учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам
информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют
совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и
навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения, а
также позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного
способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным
субъектом учебной деятельности. Внедрение ИТ осуществляется по направлениям: создание презентаций, видео- и аудио файлов,
фотослайдов к урокам; использование готовых обучающих программ; работа с ресурсами Интернет; разработка и использование собственных
авторских программ. Использовать информационные технологии можно
на всех этапах урока: ·
во время актуализации знаний; ·
при объяснении нового материала; ·
при закреплении знаний. Но в то же время нужно помнить, что ИКТ должны выступать как
вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Таким образом,
применение информационных технологий на уроках должно носит щадящий характер.
Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать
цель, место и способ использования ИКТ.
Активно начала осваивать и внедрять в образовательный процесс ИКТ с 2009
года. Мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.
В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные
обучающие программы, создаю собственные мультимедийные презентации, участвую с детьми в сетевых
проектах, использую средства сети Интернет во внеклассной работе.
На уроках обучения грамоте и письма использую электронное учебное
пособие «Обучение грамоте». Пособие содержит разнообразный интересный
иллюстрированный и озвученный материал для ознакомления с новой буквой и
звуками, звуко-буквенным анализом слов, правильным написанием букв, содержит
слоговые таблицы, задания по развитию речи. При разработке плана урока продумываю те этапы
урока, на которых целесообразно применение для фронтальной, индивидуальной и групповой
работы. Дети с удовольствием выполняют их ещё раз на переменах. На уроках математики использую диск «Математика
». Данное пособие содержит материал по всем темам, изучаемым в 1
классе. Это и наглядное объяснение нового материала, и проверка знаний по
каждой теме. Аналогичный диск есть у
каждого и по окружающему миру. Яркие рисунки, необычные,
интересные задания, включённые в эти пособия, способствуют повышению
интереса к предметам у младших школьников, позволяют в игровой форме
познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля
и учебной рефлексии. Но не только электронные диски с готовым для работы
материалом я использую в работе. Наиболее удачной формой использования ИКТ в
образовательном процессе на данный момент являются презентации. Я использую
презентации не только созданные
другими учителями, в которые вношу изменения, адаптируя к своему классу, но и созданные мною. Главное в презентациях – тезисность,
информативность, наглядность, увлекательность. Благодаря Интернету я составляю
презентации по самым разнообразным темам и предметам, использую фотографии, рисунки,
картинки, дополнительную информацию,
учусь применять анимацию.
Я использую ИКТ: · при объяснении нового
материала, закреплении, повторении, контроле · при проведении
внеклассных занятий; ·
участвуя в сетевых проектах;
·
при проведении родительских собраний4 ·
при проведении физических и динамических пауз, зарядки для глаз,
используя элементы здоровьесберегающих технологий, т.к большое внимание уделяю
здоровью обучающихся. Уроки с использованием ИКТ стали
привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы. Я убедиться ,что использование информационных
технологий на уроке способствует положительной
мотивации обучения, активизации внимания, восприятия, мышления ,
воображения, памяти, творческих
способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков
в начальной школе. Использования ИКТ – самое главное
направление в моей педагогической деятельности. Это самообразование и
саморазвитие, важная составляющая профессиональной деятельности каждого
современного педагога. ИКТ только для ищущих, любящих осваивать новое учителей,
кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности и формирование
всесторонне развитой личности. Пользуясь сайтами, где можно найти
мультидийные презентации к любому уроку, но каждую из найденных презентаций
необходимо просмотреть и адаптировать к уровню своего класса, к уроку. При разработке презентации учитывается, что она: ·
быстро и доходчиво изображает вещи, которые
невозможно передать словами; ·
вызывает интерес и делает разнообразным
процесс передачи информации; ·
усиливает воздействие выступления. Презентация
позволяет учителю: ·
наглядно представлять материал; ·
интенсифицировать процесс объяснения
нового материала; ·
регулировать объём и скорость выводимой
информации посредством анимации.
Презентация позволяет ученику: ·
наглядно представить учебный материал; ·
сделать урок более интересным; ·
интенсификация процесса объяснения
нового материала. Использование
инновационных технологий на уроках в начальной школе: ·
технология развития критического
мышления; ·
здоровьесберегающие технологии
(динамические паузы, физминутки). Критерии составления презентации: ·
тщательный отбор учебного материала; ·
дозированная подача информации; ·
цветовой фон отбора; ·
оправданное использование анимации и
спецэффектов. Таким образом, применение ИКТ в
образовательном процессе позволяет: · развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности,
творческие способности; · усиливать мотивацию учения; · формировать у школьников умение работать с информацией, развивать
коммуникативную компетентность; ·
вовлекать учащихся активно в
учебный процесс; ·
изменять контроль за
деятельностью учащихся; ·
приобщать учащегося к
достижениям информационного общества; ·
создавать благоприятные
условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в
учебном процессе.
| |
Просмотров: 475 | Загрузок: 35 | |
Всего комментариев: 0 | |